Пользователь под ником atAdept рассказал свою историю взаимодействия с мошенниками, якобы от банка Райффайзенбанк. Уровень сложности — мидл.
Номера телефонов, с которых звонили мошенники:
+7 950 197 03 26
+7 950 646 55 21
+7 995 777 17 17
Особого смысла их запоминать нет, так-как номера меняются как перчатки.
Последний номер телефона похож на оригинальный, так-как заканчивается на 17 17.
Далее со слов «жертвы».
В какой-то момент подключили к чату в WhatsApp с номером +7 989 115 91 29
В качестве подтверждения того, что со мной говорит не просто какой-то человек, а реально служба безопасности банка — отправили это:
Фотографию я закрасил специально, так-как в 99% случаев фото человека взято из интернета или слитой базы (человек на фото может быть не причастен к разводу).
И, собственно, документ от банка для ознакомления:
Замазал свое ФИО.
Суть схемы: кто-то попал в личный кабинет/приложение клиента и пытается перевести деньги. Поэтому по регламенту нужно перевыпустить все карты, этот счет якобы открыт вам, и деньги, которые пытаются перевести — перенаправить на этот счет. А завтра вы подойдете в отделение и вам выдадут новые карты — вам отправили смс с кодом, этот код никому не говорите, вы с его помощью в отделении банка сразу пройдете к заранее закрепленному за вами сотруднику.
Смс с кодом действительно приходит от банка, документ действительно похож на шаблонный документ банка — печать похожа, шрифт тот же самый, логотип в нужном месте. По телефону на вас давят что нужно сделать все сейчас, линию обрывать нельзя, иначе вы принимаете ответственность на себя и деньги уйдут ну и так далее.
Ребята очень убедительны, хорошо знают изнутри как выглядит приложение банка и какие функции есть, знают как все работает в отделении, какие инструкции давать клиенту чтобы максимально снизить подозрение. По мелочи прокалываются, конечно, но это не сложно пропустить. Никаких кодов, номеров карт или логинов не спрашивают и сами говорят что называть не надо.
Причем если вы сейчас в инете пробьете счет из документа — вы увидите, что это ВТБ. На что сотрудник мне сказал, что я могу в гугле проверить BIN карты и это карта райфа, а то что счет в ВТБ — это нормально, потому что это внутренний партнер райфа и по регламенту такие операции они проводят через ячейки ВТБ. Но карта ваша, карта в райфе.
Пользователь оказался довольно грамотным и не стал продолжать диалог с мошенниками. На всякий случай, он задал вопрос официальной техподдержке банка через приложение.
Как вы видите — фантазия мошенников не знает границ и иногда их истории отдаленно похожи на настоящие. Будьте бдительны, не решайте вопросы в срочном порядке. Сомневаетесь? Сбрасывайте звонок (сообщение) и связывайтесь сами, по официальным каналам банка.